Как делать домашнее задание? Памятка детям и родителям.

 Домашнее задание

Как сделать так, чтобы выполнение домашнего задания вашим ребенком принесло ему максимальную пользу? Предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями.

I. Русский язык

Как подготовить домашнее задание по русско­му языку

1. Выполнение домашнего задания начинайте с рабо­ты над ошибками (последовательность работы с ор­фограммами см. ниже).

2. Повторите правила, которые забыли.

3. Выучите или повторите заданное правило.

4. Придумайте свои примеры на это правило.

5. Прочитайте задание для упражнения.

6. Прочитайте все упражнение. Устно выполните за­дания к нему.

7. Выполните упражнение письменно.

8. Проверьте всю работу.

Как проверять письменные работы

1. Проверьте смысл написанного вами предложе­ния:

• прочитайте предложение вслух;

• проверьте, подходят ли слова друг к другу;

• определите, нет ли пропуска слов в предложе­нии;

• ответьте на вопрос «О чем говорится в предложе­нии, бывает ли так?»

2. Проверьте написание предложения:

• прочитайте предложение, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска или замены букв);

• прочитайте предложение, начиная с последнего слова и проверяя при этом орфограммы.

3. Внимательно прочитайте записанное предложение от начала до конца еще раз.

 

Как выполнять работу над ошибками по русско­му языку. Последовательность работы над орфограммами

.

1. С новой строчки выпишите слово или словосочета­ние, в котором допущена ошибка.

2. Подчеркните (выделите) орфограмму.

3. Определите, в какой части слова или части речи до­пущена ошибка.

4. Выясните, на какое правило допущена ошибка (оп­ределите характер орфограммы), повторите это пра­вило.

5. Выполните указания правила. Графически обозначь­те орфограмму.

6. Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.

7. Приведите 1-2 примера на это правило.

Как исправить ошибку (таблица для 1-4 классов).

Характер орфограммы (правило)

Как исправить ошибку

Пример

1 Заглавная буква в начале предложения

! Предложение — это группа слов, которые выражают законченную мысль.

1. Запишите предложение правильно.2. Подчеркните заглавную букву Мальчики гуляли во дворе.
Заглавная буква в именах собственныхИмена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц,площадей и др. пишутся с заглавной буквы. 1. Напишите слово правильно.2. Выделите заглавную букву.3. Объясните написание по образцу Иван — имя Петрович — отчествоУкраина — географическоеназвание

пес Филька — кличка

Перенос слов1 Переносите слова по слогам.2. Нельзя оставлять или переносить одну букву.

(Я-зык — переносить нельзя!)

3. Нельзя отрывать буквы Й, Ь, Ъ от предыдущих

букв (конь-ки, лей-ка, подъ-езд).

4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский).

5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, но не прик-рыть, прос-пать)

1. Напишите слово правильно, разде­лите его на слоги.2. Подчеркните, выделите гласные буквы.3. Напишите все случаи переноса данного слова. про-пус-тилпро-пустилпропус-тил
Если пропустили (кроме непроизносимых согласных), недописали, переставили букву в слове 1. Напишите слово правильно.2. Разделите на слоги.3. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили. пло-щад-ка
I Гласные после шипящих.I Запомните:| жи-ши — пишите с И

I ча-ща — пишите с А

| чу-щу — пишите с У

1. Напишите слово правильно.2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. машинаширокийчаща

щука

чугун

I Сочетания чк-чн, нч-нщЗапомните:чк-чн, нч-нщ — пишите без Ь 1. Напишите слово правильно.2. Выделите цветом сочетание илиподчеркните. банщикдиванчикодуванчик
Проверяемые безударные гласные в корне слова.Безударные гласные А, Я, И, О, Ё можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы наданную гласную падало ударение. 1. Подберите и запишите проверочноеслово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную.2. Напишите правильно слово с безударными гласными, поставьте знак ударения, выделите корень и безударную гласную в корне. мост-мостыкорм-кормушка
Проверяемые согласные в корне слова.Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово илиподобрать однокоренное так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р) 1. Подберите и запишите проверочноеслово, выделите корень и подчеркнитебукву после проверяемой согласной.

2. Напишите правильно слово с проверяемой согласной.

3. Выделите корень и проверяемую согласную в корне.

морозы, морозный — морозглаза, глазной — глазки

резок — резкий

Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т в корне слова.Измените слово или подберите однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал. 1. Подберите и запишите проверочное слово.2. Выделите корень и подчеркнитегласную после непроверяемой согласной.

3. Напишите правильно слово с непроверяемой согласной.

4. Выделите корень и непроверяемую согласную в корне.

звезда, звездочка—звездный
Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова)Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем.  1. Напишите слово правильно.2. Выделите цветом или подчеркнитеорфограмму.

3. Подберите два однокоренных слова (или два слова с подобной орфограммой)

морозморозныйморозец

(город, топор)

Двойные согласные в слове.Две одинаковые согласные пишутся:а) в корне слова (их нужно запомнить);

б) если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной;

в) если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной;

г) в суффиксе (двойные согласные запоминаем)

 

 

а) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне).б) Запишите правильно слово. Объяс­ните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные).в) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные со­гласные).

г) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите суффикс и двойные согласные в суффиксе)

а) группа, ваннаб) рассказ, оттолкнуть,в) ранняя,
осенний;

г) клюквенный

Мягкий знак показатель мягкости согласныхПишется после согласных:а) в конце слова;

б) в середине слова между согласными.

1. Напишите слово правильно.2. Выделите Ь.3. Обозначьте стрелкой или подчерк-

ните согласный, мягкость которого на

письме показывает Ь

а) конь, морковь, девять;б) коньки,мальчик, пальцы, листья
Разделительный мягкий знак.Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что соглас­ный звук не сливается с гласным.  1. Напишите слово правильно.2. Выделите Ь.3. Обозначьте стрелкой, подчеркни­
те согласную и гласную, которые разделяет Ь.
вьюгалистьяплатье
Разделительный твердый знак.Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Ё, Ю, Я. Исключения: объект, субъект, адъютант. 1. Напишите слово правильно.2. Выделите приставку и Ъ.3. Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ. съезд объявление
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.На конце имен существительных женского рода в именительном падеже после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется 1. Определите род имени существительного.2. Напишите слово правильно.3. Объясните графически. Дочь —ж. р. Луч — м.р.
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч.На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настояще­го и будущего времени пишется Ь. 1. Выпишите глагол.2. Выделите окончание.3. Разберите глагол по схеме: часть речи, время, число, лицо Пишешь – гл., н.вр., ед.ч., 2-е л.
Раздельное написание предлогов с другими словамиПредлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог — это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. 1. Выпишите слово с предлогом.2. Докажите раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или вопрос) Сосна росла у берега. У(какого?)берега – у крутого берега
Гласные и согласные в приставкахПравописание приставок запоминаем.
Гласные и согласные в приставках пишутся всегда
одинаково. Исключения составляют приставки с чередованием з-с: раз-
(рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-)
1. Узнайте, как пишется приставка.2. Напишите слово правильно.3. Выделите приставку.

4. Напишите еще два слова с этой приставкой.

залетелзаехалзабежал
Правописание суффиксовПравописание суффиксов запоминаем  1. Узнайте в учебнике, словаре, у учи­теля, как пишется суффикс. 2. Напишите правильно слово, выде­лите суффикс беленький
НЕ с глаголамиНЕ с глаголами пишется раздельно  1. Выпишите глагол с частицей НЕ.2. Напишите еще 2 глагола на это пра­вило не пришелне увиделне услышал
Безударные падежные окончания имен суще­ствительныхАлгоритм написания падежных окончаний имен су­ществительных:1. Найти слово, от которого зависит имя существи­тельное. Поставить вопрос.

2. Определить склонение имени существительного (в ед. числе) и падеж (по вопросу и предлогу).

3. Вспомнить окончание имени существительного в этой форме (см. таблицу учебника).

4. Использовать прием подстановки (подставить существительное в этой форме с ударным оконча­нием:

1-е склонение — доска, земля, сестра

2-е склонение — стол, конь, окно.

3-е склонение — степь.

5. Записать окончание данного существительного.

1. Выпишите существительное со сло­вом, с которым оно связано по смыслу (в предложении или словосочетании).2. Поставьте и запишите вопрос.3. Определите склонение и падеж.

4. Вспомните окончание (по таблице).

5. Используйте для проверки прием подстановки.

6. Запишите окончание

Шел (по чему? Где?) по дорог… – сущ., ед.ч., ж.р., 1-е скл., в Д.п., по земле, окон. – еПо дороге
Безударные окончания имен прилагательных
Алгоритм написания окончаний имен прилагательных:
1. Найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.2. Определить его род, число, падеж.

Имя прилагательное согласовано с именем су­ществительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже.

1. Выпишите прилагательное с именем существительным, к которому оно от­носится.2. Определите род, число и падеж имени прилагательного.3. Вспомните окончание.

4. Проверьте ударным окончанием или вопросом.

5. Запишите безударное окончание

6. Выделите окончание.

по льду (какому?) крепкому – м.р., в ед.ч., в Д.п. – омуСиреневым кустом, кустом – сущ., м.р., ед.ч., Т.п., -ым, -им (каким?) сиреневым
Безударные личные окончания глаголовАлгоритм написания личных окончаний глаголов:1. Определить, ударное или безударное оконча­ние глагола.

2. Если безударное, поставьте глагол в неопреде­ленную форму, чтобы определить спряжение. Если глагол оканчивается на -ить, значит он II спряжения (кроме брить, стелить). В окончании -И, в 3-м лице мн. ч. -ат, -ят.

3. Определить, входит ли глагол в перечень 11 гла­голов-исключений на -ать, -еть.

Если ДА — глагол II спряжения -И, -ат, -ят.

Если НЕТ — глагол I спряжения -Е, ут, -ют

1. Выпишите глагол с безударным окончанием.2. Поставьте глагол в неопределенную форму, определите спряжение.3. Вспомните окончание глагола этого спряжения.

4. Правильно запишите и выделите окончание.

весна наступает – наступать, I спр. – етмальчик гонит – гнать, II спр., искл. -ит папа бреется – бриться, I спр., искл. -ет

II. Чтение

 

Как выучить стихотворение

1. Приготовление уроков начинайте с работы над сти­хотворением.

2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значе­ние трудных слов.

3. Прочитайте стихотворение выразительно. Постарай­тесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарай­тесь его запомнить.

5. Запоминайте текст стихотворения по строчкам. Чи­тайте строчку и повторяйте ее, не заглядывая в текст.

6. Если стихотворение разбито на четверостишия, то после заучивания каждой из четырех строк по от­дельности попытайтесь повторить четверостишие.

7. Если стихотворение не разбито на четверостишия или другие составляющие, то попытайтесь самостоя­тельно разделить его на части и выучить по частям.

8. После того как стихотворение выучено по строчкам и четверостишиям (по частям), повторите стихотворе­ние вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. Выполните такое повторение несколько раз, до тех пор, пока не убедитесь, что хорошо запомни­ли стихотворение.

9. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.

10. Повторите стихотворение перед сном.

11.Утром следующего дня еще раз прочитайте сти­хотворение, потом выразительно расскажите его наизусть.

 

Как подготовить пересказ текста

1. Внимательно, не торопясь, прочитайте текст вслух.

2. Обратите внимание на непонятные слова, постарай­тесь объяснить их значение.

3. Разделите текст на логически законченные части.

4. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план пересказа.

5. Подумайте над видом пересказа. Пересказ мо­жет быть подробным, кратким, выборочным, с заме­ной лиц.

6. Рассказывайте, придерживаясь плана.

7. При необходимости прочитайте и перескажите текст еще раз.

8. Утром следующего дня еще раз прочитайте текст, а затем перескажите его.

 

 

Упражнения на отработку скорости и правильнос­ти чтения

Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это поло­жение, используя специальные упражнения. Вот не­которые из них:

1. Ежедневное чтение про себя.

2. Ежедневное домашнее чтение вслух, фиксирова­ние результатов в читательском дневнике.

3. Еженедельный замер скорости чтения с занесе­нием результатов в специальную тетрадь, закладку, днеfont size=”4″ face=”Calibri”вник.

п\п

автор книги

название книги

дата замера

скорость чтения (кол-во слов в минуту)

4. Чтение с карандашом в руках:

• деление на слоги;

• постановка знаков ударения;

• подчеркивание непонятных слов и выражений.

5. Режим щадящего чтения (мало текста при боль­шом рисунке).

6. Обязательное чтение перед сном.

7. Чтение до первой ошибки с замером количест­ва слов.

8. Чтение в темпе скороговорки.

9. Многократное чтение в паре или индивидуально.

10.Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть.

11.Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа «важна не длительность, а частота».

 

 

III. Математика

На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ре­бенок понимал смысл выполняемых действий, то есть, зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых зада­чах, так как задача — это жизненная ситуация, требу­ющая решения.

Работа над задачей

1. Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.

2. Докажите, что это задача (выделите условие и воп­рос).

3. Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.

4. Запишите задачу кратко или выполните чертеж.

5. Если задача составная (то есть сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать в первую очередь, а что — потом.

6. Составьте план решения задачи и решите ее в соот­ветствии с планом.

7. Запишите и прочитайте решение задачи. Проверь­те его.

8. Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.

Удачи!

 
Поделиться с друзьями
 

1 комментарий к записи: Как делать домашнее задание? Памятка детям и родителям.

  1. Тарасова Оксана Александровна:

    Елена Николаевна, просмотрела рубрику “Как делать домашнее задание”. Все рекомендации отличные, особенно понравилась памятка “Как делать работу над ошибками”. Вот бы все ученики делали так, как в памятке  написано! Вы большая умница! Когда всё успевает человек=)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *