Проблемы утреннего пробуждения

Рубрику ведет школьный психолог Павленко Ольга Анатольевна 

«Каждое утро я выдерживаю небольшое сражение в собственном доме. Ребенок не хочет вставать, отказывается одеваться, просит еще минуточку полежать и т.д. Он так долго собирается в школу, что приходится постоянно его подгонять. К тому времени, когда мы выходим из дома, я чувствую себя усталой и раздраженной. Есть ли выход из подобной ситуации?»

Утро – самое сложное и трудное для ребенка время, требующее от взрослых особенно бережного отношения и внимания. Многие дети и родители начинают утро со своеобразного поединка, потому что не имеют времени для составления элементарного распорядка дня и не прибегают к помощи нескольких важных приемов:

1.      Составьте распорядок дня и соблюдайте его! Уже через несколько дней утро перестанет приносить вам неприятности. Наберитесь терпения и первые две недели  вставайте на 5-10 минут раньше необходимого времени. Потом вы отработаете ритуал пробуждения до автоматизма, и этот запас времени вам уже не будет нужен.

2.      Купите будильник для ребенка и научите им пользоваться! Мелодия должна быть приятной и бодрой.

3.      Измените атмосферу пробуждения. Сделайте его радостным, заражайте детей оптимизмом. Включите яркий свет, радиоприемник, ходите по квартире, напевая бодрую мелодию. Можно утром просматривать мультфильм из утренней программы. Ребенок с радостью начнет день с мультика.

4.      В спокойной обстановке обсудите с детьми те действия, которые им нужно выполнять каждое утро. Составьте схему или таблицу сборов в школу, нарисуйте процесс сборов. Используйте эту таблицу как напоминание для ребенка.

5.      Очень полезно, если утреннее расписание ребенка будет включать небольшую работу по дому, что-то нужное для сей семьи: принести почту, накрыть на стол, полить цветы, насыпать корм кошке, покормить рыбок, порезать хлеб и т.д.

6.      Не стоит лишний раз подгонять ребенка. Вместо этого сообщите ему , сколько сейчас времени и когда он должен быть готов. «Сейчас 7.40, через 10 минут ты должен закончить завтрак и идти одеваться».

7.      Установите срок для выполнения какого-нибудь промежуточного этапа сборов. Это может быть, например, завтрак в 7.30. Чтобы показать ребенку, что он еще не выполнил того, что нужно сделать до завтрака, используйте прием невербального напоминания – переверните тарелку, уберите прибор со стола, выключите телевизор и т.д. Как только все будет сделано, можно садиться со всеми за стол.

8.      Постарайтесь как можно больше делать не утром, а вечером. Допустим, приготовить одежду, собрать портфель и убраться в комнате- лучше с вечера, тогда утром останется время на спокойное пробуждение.

9.      Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам! Научите его, а не показывайте ,как это умеете делать вы. Есть большой соблазн для взрослых: быстро собрать портфель, надеть одежду, обуть, причесать, накормить и вытолкнуть за дверь. Но важен не результат, а опыт, который получает ребенок. Потратьте на выработку самостоятельности 15 минут в день и вы получите результат длиною в жизнь!

10.  Бывают обстоятельства, когда родители действительно вынуждены одевать ребенка, чтобы не опоздать на работу  в детский сад или в школу. Это вполне приемлемо, если вы проспали и действительно опаздываете. Однако подобные обстоятельства должны являться исключением, но ни в коем случае не правилом.

11.  Не забывайте говорить друг другу «Доброе утро!»

 
Поделиться с друзьями
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *