СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 Сказку «Живые звуки» можно ис­пользовать как полностью, так и фраг­ментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, целей кон­кретного занятия.

Первая часть сказки дает возмож­ность:

·      познакомить детей с гласными зву­ками (закрепить знания о гласных звуках);

·      формировать понятие «гласный звук»;

·      развивать слуховое внимание;

·      развивать и корригировать фонема­тический слух. Например: после про­чтения (рассказа) текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последователь­ности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т д.;

·      познакомить детей с гласными бук­вами (закрепить зрительные обра­зы гласных букв);

·      проводить работу по формирова­нию и дифференциации понятий «звук» — «буква».

·      Вторая часть сказки позволяет:

·      формировать понятие «согласный звук»;

·      облегчить работу, связанную с объяснением темы -«’йотированные буквы», в начальных классах школы;

·      познакомить дошкольников с йоти­рованными гласными буквами с последующим включением их в сло­говые таблицы для чтения (фонети­ческий разбор слогов и словес йоти­рованными буквами изучается в школе).

 Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим несколь­ко слов о йотированных гласных буквах.

Любой дидактический материал дает возможность творчески подходить к про­цессу обучения. Сказка — не исключе­ние. Творите, выдумывайте, пробуйте.

 

СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ

Часть 1

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и весе­лый, У — угрюмый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудитель­ный, Ы — самый упрямый

Звуки были разными, но очень друж­ными, так как все они любили петь.

Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, вы­соко, и низко:

СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ-А, У, О, И, Э, Ы.

По одному и парами (дуэтом):

-АУ, ОИ, ЭЫ!

По трое (трио):

    АУО, ИЭЫ!

И даже хором:

    АУОИЭЫ!

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласны­ми и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:

     Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет

     У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

      О, и у каждой птички есть гнез­до! — подхватил О.

     И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

– Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились ЭиЫ.

Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить, А да И нашли по три палочки.

А сделал шалаш с перекладиной,

И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У сма­стерил себе домик, похожий на дере­во с сучком. Ы к одной палочке при­строил половинку маленького колеси­ка, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидел колесо, оно ему и подошло.

Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и на­звания своим домам придумали, стали их называть буквами.

У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик- буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

 

Часть 2

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все
голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:

— Й.Й.Й, Й…

СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХСмотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит:

— Й, Й, Й.

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.

Вышли гласные, встали в кружок стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Всё у него хорошо: голос звонкий,, мягкий, нежный, а звук тянут не может…

Для начала домик ему пост­роили такой же, как у его род­ственника, звука И, но с козырь­ком — для отли­чия.

 

Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, бла­годарит всех за домик-букву:

Й.Й.Й.

Поселился И-краткий в своем до­мике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

   й… й… й…

Слушал-слушал А, да и говорит:

   Адавай-ка попробуем спеть вдво­ем. Ты начинай, а я подхвачу

И-краткий согласился, и они запели:

   ЙА, ЙА, ЙА!

 СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ        

    У вас здорово получается, — за­думчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

    Буду, — ответил тот не задумы­ваясь.

И тут же все услышали:

   ЙУ, ЙУ. ЙУ.

 СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ

    О, как хорошо! Спой теперь со мной! — попросил О.

    Пожалуйста.

    ЙО, ЙО, ЙО! — полилась новая песня.

 СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ

    Э, я не хочу оставаться в сторо­не, рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

   ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ!

 СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ

Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается -ЙО, ЙО. ЙО», поет с Э — получается -ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы

    Мило, очень мило, вздыхал И, слушая пение друзей. — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я за­пою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.

   Мы с И-кратким тоже петь вмес­те не сможем. Он такой высокий, а я та­кой низкий, — горевал Ы

Так сидели они. слушали песни, ти­хонько переговаривались и надумали по­строить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали, да и смастери­ли четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках- буквах Я, Ю, Ё, Е,

А звук И-краткий за то, что согла­сился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени: звонкий, мягкий, голосок-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много и дома, и на кон­цертах.

Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий в зеленой.

Глядя на него, все мягкие звуки ста­ли носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Так с тех пор и повелось в русском языке:

      шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета;

      все остальные звуки —согласные;

      мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

      твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец.

 

Т. В. Александрова

Дошкольная педагогика  Март-Апрель / 2005

 

 
Поделиться с друзьями
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *