Как не отбить у ребенка желание учиться
Рубрику ведет школьный психолог Павленко Ольга Анатольевна
Не пропустите первые трудности
Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, немедленно займитесь лечением. Учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка: усталость, вялость, разбитость, частые головные боли, ухудшения аппетита, нарушения сна -тревожные симптомы, на которые нужно обратить внимание. Поможет режим дня, в котором обязательно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, дневной сон (по необходимости), продолжительный ночной сон (11 часов), определено время для учебы и отдыха.
Следите за состоянием здоровья ребенка, но не поощряйте «любование» ребенка своими болезнями, не позволяйте ему этим спекулировать.
Обращайте внимание на трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка проблемы с речью, работайте с логопедом. Речевые проблемы скажутся на психологическом комфорте ребенка (передразнивают в классе) или на успешности овладения письмом (как говорю, так и пишу: «лыба, шушка»). Дети, имеющие проблемы с речью, делают на письме специфические «логопедические» ошибки, за которые оценка снижается как и за орфографические ошибки.
Избегайте чрезмерных требований
Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Помните, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу и сами по себе.
Развивайте самостоятельность ребенка, учите его переходить через дорогу, самостоятельно обслуживать себя, определите его обязанности по дому. Все, что посильно для ребенка дома, он должен делать сам: заправить кроватку, убрать со стола, почистить свою обувь, одеваться и завязывать шнурки, быстро и аккуратно есть.
Не думайте за ребенка
Внушайте ребенку, что учеба -труд. Помогайте ему преодолевать трудности, но не делайте задания за него, вы же не сможете прожить за него всю жизнь. Не думайте и не решайте (не пишите в тетради!) за ребенка. Иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все сделать.
Помните: если ребенку трудно выполнить какие-то требования, нужно помочь ему, подсказать, поддержать, но не снижать поставленные требования.
Дайте ребенку право на ошибку
Не ошибается только тот, кто ничего не делает! Страх ошибиться может привести к отказу от деятельности. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всегда все удается. ВАЖНО, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если вы заметили ошибку, не ругайте, но обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить.
И обязательно хвалите: хвалите за каждый, даже крошечный успех, называя, за что конкретно вы хвалите (как чисто ты подмел пол, как красиво написано это слово…) Хвалите за улучшение его собственных результатов: вчера сделал 15 ошибок, а сегодня-13; вчера без отвлечений работал 7 мин, а сегодня-9. Все это достижения, достойные того, чтобы их заметили и отметили!
Фиксируйте позитивные достижения
Для фиксации позитивных достижений заведем «Тетрадь достижений», в которой регулярно отмечайте успехи ребенка. Обложку желательно раскрасить яркими цветами и большими цветными буквами написать название. Заполнять тетрадь нужно с прошлых достижений и раз в неделю добавлять новые.
Детям нужно объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Регулярно вместе размышляйте над вопросами: что помогло в достижении этого успеха, кто помог, в каких областях способности более развиты, а над чем нужно еще поработать.
Устраивайте ребенку праздники
Обязательно устраивайте маленькие праздники. Радуйтесь успехам не только в учебе, но и в общении. Радуйтесь каждый раз, когда ребенок преодолел какие-то трудности (сделал что-то самостоятельно, меньше отвлекался, делая домашние задания). Подчеркивайте, выделяйте в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок успешен, помогайте ему обрести веру в себя. Чаще говорите малышу о своих чувствах, учите его любить людей и выражать любовь и уважение к ним.
Установите добрые отношения с учителем
Поверьте, что учитель заинтересован в том, чтобы каждый ребенок максимально реализовал свои способности. Высказываясь неодобрительно о личности учителя, его методах работы в присутствии ребенка, вы подрываете и свой авторитет.
ГЛАВНОЕ
Ребенок не всегда оправдывает ожидания родителей. Школьные успехи ни в коем случае не должны влиять на ваше отношение к нему.
Ребенок должен быть уверен, что дома его любят и будут любить, несмотря на все школьные трудности!
Добавить комментарий